Меня часто спрашивают, сколько у нас репетиторов, раз дети не ходят в школу? И когда узнают, что я основной и единственный учитель для своих детей, это вызывает много вопросов. Люди думают, что я с утра до ночи сижу над уроками и ничего больше не успеваю делать. Но все совсем не так. У меня много не связанных с обучением своих детей занятий. Мой день действительно занят с утра до ночи, но школьные уроки занимают малую часть.
Как такое возможно? Просто дети умеют учиться самостоятельно. Прямо с 1 класса мы развиваем это умение. Это длительный процесс. Один из секретов я расскажу вам сегодня.
На ребенка большое влияние оказывают ожидания родителей. Объясню на примере. Маленький ребенок хочет пить, просит налить ему воды. Мы можем встать и налить ему воды. Это кажется таким естественным добрым делом. А можем помочь ему научиться самому наливать себе воду из подходящего кувшинчика. Мы можем вдохновлять его и поддерживать, верить, что он справится.
В первом случае все просто и понятно, мама аккуратно нальет воду, не будет необходимости убирать лужи. А во втором случае все непонятно, разольет – не разольет, уронит, обольется и т.д. Можно, конечно, стоять и контролировать. Тогда пользы от этого действия будет мало. А можно создать подходящие условия и поверить. Показать, что «я тебе доверяю, у тебя все получится, я ожидаю от тебя успеха, я верю, что ты сможешь». Это непросто, а с учебой так еще и страшно.
Перенесем этот пример на школьные уроки. Вот у ребенка есть задание. Можно сесть и делать с ним (налить ему воду). А можно создать условия для самостоятельной работы и передать ему ответственность за выполнение его заданий. При этом не контролировать, а верить, что он сможет.
Джон Хетти провел более 50000 исследований на 86 млн. школьников. По результатам этих исследований он написал книгу «Видимое обучение». В ней он рассказывает о том, какое влияние оказывают те или иные факторы на обучение детей. Так вот исследования показали, что контроль и надзор не оказывают положительного влияния на учебу детей. Самое существенное, что влияет на успехи детей в обучении со стороны родителей – это положительные родительские ожидания и вовлеченность. Положительные ожидания – в смысле вера в то, что у ребенка все получится.
Я, конечно, не предлагаю в один момент перестать помогать детям и бросить их в самостоятельное плавание. Здесь важно подготовить условия (как удобный кувшинчик для воды). Понятный интересные материал, четкая система упражнений, прозрачная система проверки, критерии выполнения заданий. Поначалу это кажется сложным. Но, если внедрять все постепенно, то не так уж и тяжело. Материалы, которыми я делюсь – это кусочки нашей системы обучения, которые помогают нашим детям учиться самостоятельно.
Что еще рассказать про самостоятельную учебу детей?