Звуко-буквенный анализ. Осваиваем и тренируемся.

В начальной школе много времени уделяется звуко-буквенному анализу. Можно долго спорить нужен он или нет. Я сейчас не буду углубляться в эту тему, а расскажу, как можно помочь ребенку освоить выполнение этого задания.

Все родители видели эти задания. Многих такие задания приводят в ужас. У нас была учительница начальных классов, которая шепотом рассказывала , что она эти упражнения терпеть не может, ничего в них не понимает.

Разберемся, что же тут такого сложного.

Processed with VSCO with preset

Этапы разбора.

1. Записываем слово, указываем сколько слогов, ставим ударение.

2. Записываем буквы слова в столбик, а рядом в квадратных скобках звуки, которые соответствуют буквам. Например:

д [д`]

е [э]

н [н`]

ь [-]

Необходимо различать звуки и буквы. Звуки мы слышим, а буквы видим. Разбить слово на отдельные звуки и правильно их записать – непростая для ребенка задача. Это основной этап и самое сложное. В слове “день”, например, нет звука [е], такого звука вообще нет. И дети часто делают такую ошибку.

3. Описать каждый звук.

4. Подвести итог, указав сколько букв и звуков в слове.

Итак, работа с каждым словом большая.

Представим себе первоклассника. Он садится разбирать слово. Старательно выводит каждую букву. Переходит к обозначению звуков. Мы в очередной раз напоминаем, как записывать звуки. Поправляем “пишем корова, а говорим [карова], после [к] идет [а]. Затем описывает каждый звук. К концу разбора ученик уже так устал, что на второй разбор сил нет. Навык разбора не закрепился, потому что слишком много умений надо было сразу применить. Следующий разбор через несколько дней начинается опять с чистого листа. Мы сердимся, ребенок переживает. И у всех навсегда сохраняется ощущение, что фонетический разбор – это что-то ужасное.

Давайте поступим по-другому. Разобьем разбор на несколько маленьких умений и потренируем их отдельно.

Основной этап – слышать звуки. С него мы и начнем.

Произносим слово, а ребенок произносит его по звукам. И так много раз, много слов. Это можно делать где угодно, между делом. Важно закрепить этот навык.

Можно воспользоваться рабочим листом для слов.

Processed with VSCO with preset

Как пользоваться.

1. Распечатываем нужное количество листов.

2. Вписываем слова, которые хотим потренировать, в верхнюю строчку и отдаем ребенку.

3. Ученику необходимо

– прочитать слово,

– посчитать количество букв и записать,

– произнести звуки из которых состоит слово,

– посчитать количество звуков и записать,

– посчитать количество слогов и записать.

На первом этапе достаточно этого.

Хорошо освоив деление на звуки переходим дальше.

4. Можно потренироваться в переписывании слова.

5. В графе “Нарисуй” можно нарисовать картинку к слову. А можно цветными карандашами нарисовать разноцветные квадратики и обозначить звуки. В школе в основном такие обозначения:

красный цвет – гласные,

синий – твердые согласные,

зеленый – мягкие согласные.

Таким образом, без расписывания характеристик всех звуком можно за один раз потренировать много слов и закрепить это умение.

Лист для задания можно заламинировать, обклеить скотчем или вставить в файл. На таком подготовленном листе можно писать маркером и стирать.

Скачать рабочий лист👇🏼

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *