Конспект, план, список покупок в магазин, программа поездки, мозговой штурм, структура большого проекта… Все это и еще много чего я веду при помощи интеллект-карт.
Это визуальный метод представления информации, когда вокруг главной идеи располагаются ветви с идеями и мыслями поменьше.
Как лучше, сделать карту самому или воспользоваться готовой? Здесь все зависит от ситуации. Ваня второй год ведет конспекты по всем устным предметам в виде карт. Это его самостоятельная работа. И здесь эффективнее делать такой конспект самому. Составленная самостоятельно карта отражает не только содержание параграфа, но и связи новой информации с усвоенной ранее. Тогда такой конспект становится рабочим инструментом для структурирования и повторения информации.
Но по некоторым предметам я даю готовые карты. Например, такие карты появляются в начале года по математике и русскому и отражают структура предмета на предстоящий учебный год. На этой карте бывают отмечены уже изученные темы и нанесены темы, которые предстоит изучить. При этом видно, как эти новые темы связаны со старыми. Это очень удобно. А еще это успокаивает ребенка, если у него есть тревога, что впереди большой учебный год, много всего надо изучить и от этого опускаются руки. У нас есть такие дети) Если работы много, сразу глазки гаснут и желание что-либо делать пропадает.
Посмотрите на пример карт.
Это карта сборов в поездку летом.
Карта по русскому языку для 6 класса.
Карта по русскому языку для 1 класса, оформленная в программе Goggle. Эту карту можно скачать в конце статьи.
Есть много книг, по которым можно научиться составлять интеллект-карты. Например, Тони Бьюзен «Интеллект-карты» и «Карты мышления для детей» (но это старая книжка, не знаю, можно ли ее сейчас найти).
На сайте МИФ размещена интересная шпаргалка о том, как составлять интеллект-карты.