Вам знакомо?
Раньше мы думали, что учить уроки — это самое ужасное в мире занятие… Ничего подобного! Самое ужасное занятие — это учить уроки со своим ребенком или внуком!
А это?
Никогда бы не подумал, что в 40 лет я не лягу спать, пока не сделаю уроки.
Ну и классика
Уроки сделаны… Мать охрипла… Сын оглох … Соседи выучили всё наизусть, собака пересказала!
Это все было бы смешно, если б не было так грустно. Каждый год сентябрь для многих начинается горьким “опять сидеть до ночи с ребенком над домашкой”.
Поясню, что стоит за словами «не сижу с ребенком над уроками».
Это значит, что учебные задания ребенок выполняет вовремя и сам, я при этом
- не заставляю
- не контролирую
- не придумываю когда, как, сколько времени он на это тратит
- не напоминаю постоянно
- не сижу в прямом смысле около ребенка и не контролирую, не подгоняю и прочие не….
Выдаю задание на день, неделю или несколько недель (это зависит от возраста, подробнее расскажу чуть позже), а дальше ребенок сам организует свое учебное время. Но при этом я где-то «рядом». Не физически. Могу быть в другой комнате или меня вообще может не быть дома. Но, если ребенку понадобится помощь, то я ее дам. Здесь два ключевых момента
- ЕСЛИ ПОНАДОБИТСЯ.
- Понадобится или нет решает ребенок. Т.е. не я смотрю «ой, он пишет криво пойду ка ему помогу». А жду его запроса, в чем ему нужна помощь. Это могут быть и организационные моменты, и что-то не понял в материале (в этом случае я или сама объясняю, или помогаю найти нужные материал).
Еще один анекдот в тему:
Отец, заглянув через плечо сына, делающего уроки, строго говорит:
— Крючочки пиши аккуратнее.
— Это не крючочки, — отвечает сын. — Это интегралы…
Наши дети учатся дома. Часто я слышу такие слова: “Ой, у нас просто уроки выучить с ребенком и то проблема, а тут с нуля все детям преподавать. Ты наверно целыми днями с ними сидишь!”
Не сижу) Обучение у нас построено так:
- намечаем генеральную линию обучения на год
- вместе с детьми обсуждаем, как будет проходить обучение по каждому предмету
- каждый выполняет свою часть задач по обучению. Моя задача – предоставлять учебные материалы, объяснять, когда это нужно, поддерживать. Задача детей – самостоятельно делать задания, сдавать аттестации и прочее.
Это если очень кратко и примитивно.
В этой статье расскажу, как мы пришли к такому обучению. Но для начала познакомимся.
О себе и почему пишу на эту тему
Привет. Меня зовут Женя. По первому образованию я инженер-светотехник. А по призванию и второму образованию – педагог.
У нас большая семья, 6 детей, никто из них не ходил в сад, а последние 13 лет дети учатся без школы. Учу детей сама, владею разными методиками. Придумываю обучающие игры. Моя главная цель – привить детям любовь к учебе и научить учиться самостоятельно. И это удается.
Вот некоторые внешние подтверждения работы системы самостоятельного обучения. Трое старших детей уже успешно закончили школу, поступили на бюджет. Одна из дочерей закончила школу с золотой медалью. И это было ее решение и ее напряженная работа! Другая дочь закончила музыкальную школу с красным дипломом. Это при том, что у нас с мужем нет музыкального образования, мы в принципе не могли ей ничем помочь, у нее никогда не было репетитора по музыке и красный диплом – это полностью ее заслуга.
Но главное дети умеют самостоятельно выстраивать своё обучение, учиться, переучиваться, решать, что для них важно, выделять главное, расставлять приоритеты, ставить цели и достигать их. Они знают, что могут чего-то не знать, но, если это будет им важно, то они смогут разобраться и научиться. Например, одна из наших дочерей поступила в вуз, о котором мечтала, но вовремя поняла, что продолжать обучение не хочет, отчислилась, самостоятельно подготовилась к сдаче ЕГЭ по предмету, которому в школе не уделяла внимания и плохо его знала, сдала ЕГЭ и перепоступила в другой вуз тоже на бюджет.
Своими разработками и опытом обучения детей делюсь на этом сайте www.zavetniydom.ru и страничках в Телеграмме, в ВК.
Мой каждый день предельно загружен.
- Большая семья – много обычных хлопот. Дома школа для нескольких учеников. Был момент, когда у нас было 4 школьника и 2 малыша (один из которых новорожденный, а другому 3 года).
- При этом для каждого надо составить программу, дети учились и учатся без репетиторов.
- Мне хочется, чтобы обучение было эффективным и максимально удобным. Поэтому много времени трачу на самообучение, пробую разные методики, придумываю для детей свои пособия и обучающие игры.
- В какой-то момент мне захотелось начать делиться с миром своими идеями и наработками по обучению. Так родился сайт zavetniydom.ru, а за ним и странички в соцсетях.
- Веду их сама, до этого с сайтами и соцсетями не работала, поэтому приходится непрерывно изучать разные технические и другие тонкости. На это уходит много времени.
- А еще я очень увлекающийся человек. Чтение, рисование, вышивание, вязание, всевозможные другие виды рукоделия, игра на музыкальных инструментах, путешествия, Москвоведение и история, МХК и религиоведение,..
- Преподаю в Воскресной школе при храме.
- А с недавних пор еще и занимаюсь со скаутами.
Один из самых частых вопросов ко мне – как я все успеваю. Ответ очень простой и сложный одновременно. Надо правильно расставить приоритеты и знать, что хочешь и чего не хочешь. Я точно знаю, что не хочу сидеть с детьми над домашкой и заставлять их учиться. Поэтому наша жизнь построена так, чтобы этого не делать.
Недостаток времени у меня не главная причина, почему я не учу уроки с детьми. Если бы я считала это важным, то выделила бы на это время. Недостаток времени здесь скорее как иллюстрация моего дня. Как раз важным считаю развитие самостоятельности, ответственности и поэтому не сижу с уроками. Уроки – зона ответственности детей.
Как у нас все устроено
«Эволюция» самостоятельного обучения
Сын, 1 класс:
Вместе: получает задания непосредственно перед «уроком», большУю часть заданий выполняет в моем присутствии, стараюсь контролировать и подсказывать минимально.
Сам: пишет прописи полностью один, слушает при этом аудио книжки. Есть дневник, в котором он видит все задания на день и отмечает уже выполненные задания. Так складывается общая картина дня, видно сколько уже сделано, что еще впереди. Сам выбирает, какой будет следующий урок.
Дальше будет постепенный переход. Сначала задания на весь день, потом на несколько дней, потом на неделю.
Например
Сын, 4 класс:
Вместе: раз в неделю даю задания на неделю. Часть из них закреплена за конкретными днями, а часть заданий просто на неделю (задания по чтению) и сын сам распределяет их по дням. Разбираем темы по математике, русскому. Есть несколько дополнительных занятий, например, история (читаем книги), опыты, английский (разговорная практика).
Сам: выполняет задания из дневника, контролирует выполнение задний на аттестационной платформе, решает, в какой день будет делать задания по чтению, следит, чтобы они были выполнены к концу недели.
Дальше будет перевод к заданиям на неделю по всем предметам без привязки к конкретным дням. Потом задания на несколько недель. Сначала с привязкой к неделям, а потом общее задание на несколько недель, очередность выполнения устанавливается самостоятельно.
Сын, 9 класс:
Вместе: русский (разбор тем к ОГЭ), английский (устная практика), план подготовки к ОГЭ по 4 предметам, поиск видео и удобных учебников для подготовки. Дополнительные задания выдаю на несколько недель. Буду готовить материалы по русскому и математике для более детальной проработки тем, но контролировать их выполнение не буду. Материалы будут с самопроверкой.
Сам: составил и следит за графиком аттестации, проходит программу на школьной платформе по всем предметам, сдает тесты, решает, как распределить полученные задания между неделями и днями недели. Сам ищет дополнительные занятия по выбору.
Дочка, 11 класс, прошлый год:
Вместе: общее видение года, приблизительный план на год, разбор отдельных тем по математике, иногда с папой разбор некоторых заданий по информатике.
Сама: детальное планирование, следит за выполнением заданий в срок, выполняет контрольные для аттестации, ищет и записывается на олимпиады, находит необходимые видео в интернете на непонятные темы,… Короче проще сказать, что мы делали вместе, все остальное сама. Результат – золотая медаль, поступление на бюджет.
Дочка, ВУЗ:
Полностью самостоятельный выбор детьми ВУЗов. Мы не ездим по дням открытых дверей, не беседуем с преподавателями и т.д. Не потому что нам все равно, а потому что это их жизнь. Им учиться в этих ВУЗах и работать эту работу, и они могут выбрать это сами. В ВУЗе дети сами выстраивают свою стратегию обучения. Помню в первом семестре дочь быстро разобралась с рейтинговой системой, досрочно многое сдала. Начало обучения в ВУЗе – один из жизненных экзаменов. Если ребенок умеет выстраивать для себя систему обучения, то ему будет легко подстроиться под требования. Если он привык, что все за него решают и контролируют, ему будет очень трудно!
Да, наши дети учатся дома, но все наша система действует не только для домашнего обучения. Шаги, которые мы использовали можно применять и при обучении в очной школе. Здесь важен общий настрой и подход.
Как мы пришли к такому устройству и что помогает не сидеть с детьми над домашкой?
Наша система держится на 4 китах:
- Поддержка
- Самостоятельность
- Простые объяснения
- Работа над развитием когнитивных способностей
Расскажу подробнее обо всех пунктах
Поддержка
Абсолютная!
В книге «Видимое обучение» Джон Хэтти описывает исследование, которое проводилось в течение 15 лет. 86 миллионов школьников приняли участие в 50.000 экспериментах!!! Это самые масштабные в мире исследования в области доказательной педагогики, они отвечают на важнейшие вопросы современного образования. В частности, в этой книге рассказано, что и в какой степени влияет на обучение.
Огромное, решающее значения оказывает не методики, оснащение класса или особенные способности педагога, а ожидание родителей! Если родители верят в ребенка, поддерживают, то он достигает лучших академических успехов.
Что значит верить в ребенка? Родители верят, что ребенок умный, способный, организованный, …Если у него что-то не получается, то он просто пока не умеет это, но обязательно сможет научиться. Родители не просто тихо внутри себя верят в это. Они демонстрируют это своим поведением. Хотим мы или нет, но наши внутренние убеждения очень отражаются на наших поступках.
Можно привести много примеров. Мы реагируем на плохую отметку. Как?
Для меня плохая оценка не показатель, что наш ребенок глупый. Это просто внешняя (иногда даже не очень объективная) оценка конкретного знания. Знание можно улучшить, оценку можно исправить.
Ребенок что-то не понимает в объяснении. Как мы выстраиваем с ним общение? Просто пробуем найти другой подход, пытаемся понять, почему не получается. И т.д.
Своим поведением родители транслируют ребенку то, как они воспринимают его способности к учебе. И это оказывает огромное влияние на ребенка. И т.к. я уверена, что наши дети умные, способные и т.д., то и веду себя с ними как с умными и способными.
Даже наши разговоры с близкими влияют на общий настрой в отношении учебы. Я не хочу воспринимать учебу детей, как проблему. Сетовать, обсуждать неуспехи ребенка «в глаза» и «за глаза». Мне кажется, что это очень плохой пример для ребенка. Чему он может научиться от меня, если я буду постоянно сетовать, что у ребенка что-то не получается, что он ленится и прочее. Ребенок подумает: «Да, учеба – это тяжело, у меня не получается, родители огорчаются, я не способен учиться хорошо и т.д.» Это первое. А второе, я не хочу все детство своих детей провести в “боданиях” с ними по поводу учебы. Детство – очень короткое время. Говорю вам как мама, у которой трое детей уже совсем большие. Мне хочется легкости и счастья в общении с детьми.
Наши ожидания, наш настрой очень мощно влияют на ребенка. Вот моя любимая цитата из книги Нины Зверевой «Семья что надо»:
Дети не боятся учебы. Они еще не сидели за партами, им не ставили двойки и не требовали дневник на стол. Взрослые же так много тревожатся о будущей учебе детей, так много и детально обсуждают свои переживания, что дети поневоле перенимают их опасения и тоже начинают бояться…
Подготовка к школе – это не только читать-писать, воспитывать усидчивость и внимательность. Это еще и формирование чувства предвкушения. Ребенок должен школу ждать, хотеть, мечтать о ней…
Уверена, что лучше всего воспитывать собственным примером. Одна из самых распространенных жалоб – ребенок не хочет учиться. Я за честность. Зададим себе вопрос. Как часто мы готовы сами чему-то научиться? Мы не помним как решаются квадратные уравнения, берутся логарифмы или строятся графики тригонометрических функций, не готовы потратить немного своего времени и разобраться в этом, чтобы помочь ребенку, поддержать его в этом нелегком пути. Но при этом от детей требуем, чтобы они непременно во всем этом разбирались, да еще и на «отлично», да еще и «хотели учиться». Так честно?
А мы хотим учиться? Если нет, то давайте жить честно. Либо пора самим меняться и показывать детям другой пример отношения к учебе. Либо нужно просто отстать от ребенка. Ну не честно требовать того, что сами мы делать не готовы.
Какую поддержку оказываем детям мы.
Прямую. Сесть, разобраться с ребенком с непонятной темой, объяснить это, показать, что он не один.
Другая поддержка. Если нет времени объяснять, помогаем ребенку найти того, кто ему поможет: правильный учебник, видео, друга,…
Может показаться, что данные слова противоречат заголовку. В заголовке пишу, что не хочу сидеть с домашкой, а рассказываю о том, что нужно самому сесть и начать объяснять ребенку сложную тему. Но в этом нет противоречия. Если все построить правильно и передать ответственность за учебу ребенку, а самому не контролировать все и вся, то со временем ребенок почувствует себя уверенно, научится учиться и будет сам находить нужные ему объяснения, а к вам обращаться только в случаях крайней необходимости. Но до этого нужно пройти часть пути вместе. У ребенка могут быть пробелы в знаниях, он еще не знает, как это учиться самостоятельно. Если ему просто сказать, все, с сегодняшнего дня ты учишься самостоятельно, то это не сработает.
Когда нашему старшему сыну не было и 3 лет, у нас родилась дочь. Была зима, но я каждый день мужественно старалась выводить детей на улицу. Сборы были сущим кошмаром. И тогда я придумала для сына вот такого помощника:
Просто взяла картинки из каталога ближайшего магазина, приклеила их на лист А3 и повесила в коридоре. Да, потратила на это время, но потом это окупилось. Вопросы: “Мам, а что надевать?” и хаос при сборах на прогулку закончились. Потом эта схема послужила почти всем нашим детям. А я получила подтверждение словам из известного мультика: “Лучше потратить день и летать научиться, а потом за час долететь!”
Так что время, потраченное на грамотную организацию учебного процесса – это инвестиция в будущее ребенка и в ваше спокойствие.
И самая важная поддержка в виде положительных ожиданий должна сопровождать ребенка всегда.
Не получается – ничего со временем получится.
Я считаю важным хвалить, восторгаться, не сомневаться, что мой ребенок умный.
Восторгаться и не сомневаться мне помогают хорошая память. Вспоминаю что-то из своего детства, что давалось тяжело. Я не понимала, как пользоваться падежами, я до старшей школы путала Ц и Ч,… Вспоминая об том, я могу понять, и принять, что ребенку может быть трудно то, что мне кажется легким.
Эксперимент. Важность поддержки ребенка может помочь понять, если влезть в его шкуру. Попробуйте выучить что-то сложное. Да хоть иероглифы на китайском (если вы его не знаете), обозначающие цифры. А потом посчитать на них. Сколько будет 4+3 или 2+1. Сложно? Ну вот и ребенку сложно. А представьте, если в момент, когда вы пытаетесь вспомнить сколько будет 5+4 на китайском, над вами звучит грозный голос “ну что ты копаешься, это же просто!” Это вам поможет? Ребенок каждый день учит новые иероглифы и в большом количестве. И если у него что-то не получается, это нормально. Давайте его поддержим!
Самостоятельность
Во всем. Сейчас от родителей можно услышать, что дети неответственные, ничего не хотят. «Вот раньше дети в этом возрасте уже детей нянчили, на сенокос ходили, полком командовали,…Я в этом возрасте уже…- подставьте нужное сравнение. А современные дети ничего не умеют. Им и доверить то что-то страшно». Ну а кто в этом виноват? Не взрослые ли? Мы как будто забыли, что одна из главных наших задач – это научить детей обходиться без нас. Взрослые сами растягивают время беспомощного детства контролируя и руководя всеми действиями детей.
«Ну а как же иначе? Он ведь сам не справится!»
«А точно не справится?»
Давайте вспомним, как ребенок начинал ходить. Шатаясь, неуверенно, раскинув руки он делал свои первые смелые шаги. Что делали мы? Радовались, смотрели как он начинает самостоятельно шагать, были готовы его поймать, но не держали, снимали на видео, фотографировали и так гордились его успехами. Нам и в голову не приходило, что он ходит как-то не так, что он не умеет прямо и твердо ступать как мы.
Мы просто были рядом, радовались, верили и поддерживали (см. пункт 1). А еще мы дали ему самостоятельность, отпустили палец. Ведь не стали же мы рассуждать так: «Он еще мал, идти как я не может, буду пока держать его за руку и контролировать, а то вдруг упадет…»
Так что же случилось с нами к школьному возрасту детей? Да, ребенок пошел в школу, да еще многое не умеет: и портфель собрать не может как следует, и пишет криво, и домашнее задание делает медленно,… И что делаем мы? Решаем, что мы лучше знаем и начинаем ребенку усиленно «помогать».
Но это медвежья услуга. Постоянно помогая и контролируя выполнение домашнего задания, мы тем самым не помогаем, а вредим ребенку. Постепенно у него совсем пропадает самостоятельность, умение работать самостоятельно не развивается, инициатива уменьшается. Зачем проявлять инициативу, самому контролировать состояние своих дел, если мама за все это отвечает, все проверяет и контролирует. Так что как бы не горько было это слышать, но если ребенок не учится самостоятельно, в этом самая большая вина лежит на взрослых и в первую очередь на родителях.
Дети очень хотят быть самостоятельными. Одно из первых слов у ребенка – слово «САМ». И не только малыши хотят все делать сами. Дети постарше тоже этого хотят. Но они уже больше прислушиваются к воле родителей. И если родители активно самостоятельность подавляют, все сами контролируют, то самостоятельность ребенка уменьшается.
А еще поверьте, часто бывает, что ребенок уже и сам готов сесть за уроки, но слышит «садись уже за уроки, сколько можно повторять!!!» и просто из чувства противоречия оттягивает еще, ведь ему хочется САМОМУ! решить. И он хоть так отвоевывает свое право на самостоятельность. Сам решает НЕ делать пока уроки и еще тянет время. Дайте ему пространство самому принимать «правильные» самостоятельные решения.
Простые объяснения
Это то, над чем я работаю все годы домашнего обучения. Это основная причина, почему завела блог. На своих страничках делюсь памятками, чек-листами, простыми объяснениями, учебными играми и приемами для эффективного обучения.
Придумываю много разных обучающий игр. Если вы с ними еще не знакомы, приглашаю вас полистать этот сайт и особенно страничку в ТГ. Вот тут, например, игра для начинающих читателей. Нашему младшему сыну тяжело дается чтение, а эта игра очень ему понравилась.
Все, чем я делюсь, проверено на собственных детях в нашей домашней школе. Почти четверть века учу детей самостоятельно и мне есть чем поделиться. Заходите.
В нашем магазине есть игры, которые помогают детям освоить сложные понятия:
Например, вот игра, которая помогает научиться определять части речи
Или другая игра поможет выучить столицы основных государств.
Здесь хочу отметить, что домашнее обучение некоторым образом касается всех семей. Дети учат уроки дома, дети пропускают школу по разным уважительным причинам и потом вынуждены проходить пропущенные темы дома, иногда они просто что-то не понимают в школе и нуждаются в дополнительных объяснениях. Все это ситуации «домашнего обучения» и его организация ложиться на плечи родителей.
Часто приходится слышать, как мамы говорят «я хочу быть просто мамой и не хочу быть ребенку учителем».
Давайте представим ситуацию. Маленький ребенок, у него режутся зубки, ему плохо, он плачет. Мама берет ребенка, относит в больницу, отдает врачам и говорит: «Я хочу быть ребенку только мамой и не хочу быть ему врачом. Вот мой больной ребенок, сделайте с ним все что нужно и верните мне здорового, я дальше буду ему просто мамой.» Согласитесь, странная ситуация.
Но, когда мы дистанцируемся от обучения детей и берем на себя только надзорно-карающую функцию, мы поступаем так же абсурдно. Отдать ребенка в школу и надеяться, что нам вернут умненького и образованного по нашим требованиям ребенка очень наивно. Становясь родителями, мы добровольно «подписываем» соглашение, что будем ребенку и врачом, и поваром, и организатором, и аниматором, и …, и учителем. Конечно, это не значит, что мы должны все знать по всем предметам и всему учить ребенка. Это как если у ребенка серьезное заболевание и ему нужна, например, операция мы обращаемся к врачам. Но базовые функции по уходу, лечению рядовых заболеваний, выхаживанию мы берем на себя. Так же и с обучением. Базовые вещи по обучению и особенно по организации, по прививанию ребенку любви к учебе, по налаживанию умения учиться лежит на родителях.
Поэтому да, нам придется включиться. Особенно пока ребенок маленький. Найти подходящую форму обучения, школу, учителя, программу, учебник. Помочь выстроить свой ритм учебы. Дальше ребенок научится прислушиваться к себе и сам будет все это делать, даже курсы по подготовки к экзаменам «опытный» ребенок может лучше выбрать сам. Но до этого его надо научить подбирать себе формат учебы.
Работа над развитием когнитивных способностей
Это очень обширный пункт. Он и про развитие непосредственно когнитивных функций – памяти, воображения, внимания, мышления, речи и т.д. Но это еще и про любовь к учебе, любознательности, фоновых знаний. Про то, что учеба шире школы. По сути, вся наша жизнь – это школа.
Идеями по развитию когнитивных способностей я так же делюсь на своих страничках. Всевозможные игры, обучающие путешествия, интересные книги, специальные занятия и незаметные упражнения, уроки «живой математики» и пропедевтика и т.д. – из этих кирпичиков складываются способности. Зачастую здесь даже не нужны какое-то специально выделенное время. Просто образ жизни семьи помогает развиваться ребенку.
Итак, я рассказала о 4 китах, на которых строится самостоятельная учеба детей в нашей семье. Это
- Поддержка
- Самостоятельность
- Простые объяснения
- Работа над когнитивными способностями и развитие других учебных функций.
Теперь давайте перейдем к
Пошаговый план
Как сейчас я помогаю младшему сыну выстраивать самостоятельное обучение
Шаг 0
Атмосфера. К школьному возрасту наш первоклассник Триша хорошо понимал, что такое учиться. В семье все учатся. Это, например, как солнце встает каждый день, так и в семь лет я иду в школу. Это закон жизни. У него он не вызывал сопротивления. Плюс у него выраженная жажда знаний, как в песенке “ужасно интересно, все то, что неизвестно”.
Поэтому изначальный импульс к учебе у него был. Но при этом он совсем не занимался самостоятельно. Любые учебные задачи соглашался выполнять только если рядом кто-то сидит и “развлекает” его. Плюс он увлекающийся человек, который не любит рутину. Через 3 урока прописей он заметно приуныл и стал отказываться писать их дальше, потому что это скучно.
Так что над чем работать у нас есть)
Шаг 1
Для начала твердо решила не сидеть с домашкой. Да, это очень важно. Иногда мне кажется, что родителям на самом деле нравится сидеть с уроками) Ведь так получается все контролировать, так есть уверенность, что я хороший родитель. Я выбираю другое, не хочу и не буду сидеть с ребенком над уроками. Мне кажется, что от взрослого здесь зависит больше, чем от ребенка. И двигаться здесь нужно с двух сторон. Начать с себя и четко делать действия, которые ведут к желаемому результату – с одной стороны, помочь ребенку построить комфортную среду для обучения. А с другой стороны будет двигаться ребенок. В своем ритме.
Шаг 2
Вместе придумываем удобную среду для учебы. Этот шаг очень важный, и мы его еще не закончили. Стол, организация хранения школьных принадлежностей, понятная система выдачи заданий. Мы по-прежнему пользуемся старым проверенным школьным дневником. Первые недели ушли на то, чтобы Триша хорошо в нем ориентировался, понимал, где искать задания на текущий день. Мы ввели систему условных обозначений в дневнике. Например, если задание обведено «огурчиком», значит это задание для самостоятельной работы. Обязательно отмечаем галочками то, что уже сделано. И т.д.
Шаг 3
Нашли, что Триша может сделать самостоятельно. Вот совсем без контроля. Это прописи. Начали просто микроскопическими дозами вводить. Даю задание – написать одну строчку и ухожу. Триша пишет. Сначала на одну строчку уходило по полчаса. Без преувеличения! Но я не торопила. Скоро ему это надоело, он стал ныть, что это долго и неинтересно. Тогда мы подключили аудиокнигу. Триша очень любит слушать, поэтому это облегчило «каторгу» с прописями. Но не ускорило процесса. Тогда мы стали ставить аудио на таймер. 20 минут и книжка выключается, дописывать придется в тишине. Постепенно Триша понял, что намного лучше написать быстрее и потом оставшееся время спокойно слушать и получать удовольствие без нагрузки в виде прописей.
Да, на это ушло почти 3 недели. Но это без нервотрепки, а главное есть результат. Он сам пришел к пониманию, что делать дело не растягивая его намного выгоднее для него. Никакие слова и нотации не приведут к лучшему пониманию, чем собственный опыт. Если случались дни, когда он совсем не хотел писать один, я садилась рядом, но со своим интересным делом. Это помогало мне во-первых, не нервничать и не контролировать, а во-вторых, показывало Трише, что проку от моего сидения для него все равно нет, делать дело придется самому! Дальше стали добавлять строчки. Сейчас Триша полностью пишет прописи самостоятельно, быстро и довольно аккуратно. Мне нравится, что часто он первым уроком выбирает именно прописи, чтобы быстрее сделать нелюбимую работу и она больше не тянула. Я не объясняла ему идею про «съесть лягушку» словами, но сделала условия, в которых он сам смог открыть этот принцип.
Во всех действиях у меня задача, чтобы ребенок сам прочувствовал ценность своего времени. Если я буду время контролировать за него, он не научится его ценить и так и будет растягивать любое дело.
Совет: Если у вас с неконтролированием домашки пока никак, попробуйте бытовые навыки. Есть дело, которое вы можете безболезненно делегировать ребенку и точно не контролировать? Отдайте его ребенку. Если нет, то надо найти) Ну точно ваш ребенок уже достаточно большой (раз вы читаете эту статью и озаботились вопросом самостоятельного выполнения домашки), чтобы самостоятельно что-то делать. Только пожалуйста, пусть он действительно будет самостоятельным. Ну сделает он неидеально, зато сам! Помним про то, как ребенок учился ходить и мы его поддерживали. Сейчас он тоже учится.
Шаг 4
Продумала, где в нашем расписании есть безопасные места для выстраивания самостоятельности. Бесполезно требовать от ребенка самостоятельности, когда мы опаздываем куда-то. Если в той ситуации я буду требовать от ребенка быстро что-то самостоятельно сделать, то скорее всего потерплю неудачу. Так у ребенка закрепится мысль, что у него не получается и с каждой неудачей ему будет все сложнее и сложнее браться за дело.
Поэтому работаем на ситуацию успеха. Выбираю, с чем Триша справится точно, подчеркиваю, что он сделал это сам. Так он поверит в свои силы и захочет эту самостоятельность расширять и дальше.
Если же дело еще сложное, то не жду самостоятельности и не подчеркиваю неумение, а наоборот ищу даже какую-то крупицу положительного, на этом акцентирую внимание.
На своих уроках с детьми в Воскресной школе естественным образом сложилась такая система поддержки. Например, мы обсуждаем какую-то тему. Ребенок что-то говорит. Но совсем невпопад. Не отвергаю его мнение. Ищу, как можно его мысль развернуть и дополнить нашу дискуссию. Это работает очень хорошо. Даже самый робкий и неразговорчивый ребенок, почувствовав поддержку, включается в общую работу.
Шаг 5
Внешкольное развитие когнитивных способностей. Включаем в повседневную жизнь любые виды активностей, которые развивают память, мышление, логику, речь, внимание и т.д.
Здесь очень важное слово ВНЕШКОЛЬНОЕ. Что это значит: эти «занятия» не должны оцениваться, вносить дополнительное напряжение, за неудачное выполнение ни в коем случае нельзя критиковать и ругать, они должны нравиться ребенку. В таком случае эти упражнения будут наиболее полезны для развития ученика и заодно помогут снять напряжение с учебных вопросов, показать, что учеба – это весело, интересно. Здесь важно выбрать такой вид деятельности, который комфортен и интересен ВАМ и ребенку. Может быть, это совместные настольные игры? Или изготовление чего-либо? А может быть это походы в музеи? Или модные сейчас нейроупражнения? Попробуйте делать их вместе с ребенком. Это весело.
Мы используем разные способы. Но мне больше всего нравится чтение познавательных книг и походы/поездки куда-нибудь. Замечали, какой скачок в развитии бывал у малышей после поездки в отпуск? Детям постарше это тоже полезно. Необязательно ехать в другую страну или в другой город. Можно просто выйти за пределы обычной площадки, на которой бываете каждый день и сходить в необычное место, чтобы получить новый опыт. Образовательные путешествия – отличный способ интересно провести время и развивать ребенка.
Этот пункт нужно выполнять постоянно. Нельзя сделать несколько упражнений и думать, что все, ребенок теперь развит, можно остановиться.
Шаг 6
Гаджеты – друзья. Не демонизирую гаджеты и перевела их в разряд союзников. Когда-то на заре книгопечатанья общественность возмущалась, смотря на то, как книги заполняют жизнь. Да, сейчас в это трудно поверить, но так было. Лет 30-40 назад родители серьезно боролись с детьми, которые читали «запоем». Вы же наверно встречали эти рассказы о том, как украдкой под одеялом с фонариком, лишь бы мама книжку не отобрала… Так и хочется сказать, вот бы нам сейчас такие проблемы – ребенок много читает)))
Из истории и литературы мы знаем о постоянно противостоянии родителей и детей по разным вопросам. Ну зачем? Давайте будем более гибкими, чем наши предки. Пора признать, что гаджеты уже часть нашей жизни. Вместо того, чтобы бороться и тем самым делать их еще более притягательными, сделаем из гаджетов помощников.
Триша активно пользуется компьютером, смотрит учебные и развлекательные программы, занимается на обучающей платформе. Стараюсь привить ему навыки правильно обращения с электронными устройствами и сделать их помощниками наряду с книгами и другими ресурсами. Компьютер, планшет, телефон у детей в свободном доступе. Мы не вводим строгий лимит по времени. Он сам складывается из расписания. И никогда не поощряем детей дополнительными минутами игры или просмотра. Это помогает не делать запретный плод сладким и не прибавляет добавочную ценность гаджетам и играм на них.
Шаг 7
Подбираю материалы, по которым ребенку удобно учиться самому (в том числе и электронные). Много придумываю для детей сама. Своими материалами делюсь у себя на страничках. Заходите, найдете что-то и для себя. Материалы с самопроверкой, обучающие игры и т.п. Все это помогает учиться без напряжения.
Вот здесь я писала о 5 самых простых типах обучающий игр. А еще в Телеграмме по #uno можно найти целую коллекцию простых игр с карточками Уно.
Шаг 8
Пропедевтика и следование интересам ребенка. Это мой любимый пункт. Пропедевтика – это предварительный или вводный курс в ту или иную науку, общее знакомство с ней. Дома мы не следуем никаким программам развития по возрастам. Заинтересовался ребенок таблицей умножения в 5 лет, помогаем ему разобраться с ней. В 10 лет интересуется серьезной физикой или программированием – ищем ресурсы, как в доступной форме удовлетворить этот интерес. Это не для раннего развития или удовлетворения родительских амбиций.
Во-первых, это поддерживает естественную любознательность и интерес к учебе. Уверена, что ВСЕ дети любят учиться. ВСЕ! В человеке заложено стремление постигать тайны окружающего мира, постоянно чему-то учиться. Это стремление может быть приглушено внешними обстоятельствами, но его можно разбудить. И отталкивание от сиюминутных интересов ребенка – это один из способов укрепить любовь к получению знаний.
Во-вторых, знакомство ребенка с какими-то знаниями до систематического изучения их в школьном курсе значительно облегчает понимание и усвоение информации. Если ребенок уже “наигрался” с дробями, когда его интересовало деление пирожков из песка на части, то потом ему будет не так сложно со всеми этими абстрактными обозначениями и правилами.
Этим летом у нас был большой исследовательский проект в стиле STEAM. О нем я тоже писала в Телеграмме.
Шаг 9
Очень важный! Периодически останавливаюсь и оцениваю результаты, умею их ценить. Вау, месяц назад было так, а сейчас.. Месяц назад Триша не мог написать строчку прописей без меня, а сейчас он пишет прописи целиком и выполняет письменные задания по математике без моего участия, при этом сам находит эти задания в дневнике.
Это первые 9 шагов. Внедрять их надо постепенно.
Хочу подчеркнуть, что самостоятельным или нет будет ребенок – это не результат какого-то разового действия, а это следствие небольших «правильных» ежедневных действий. Они будут носить накопительный эффект и в конечном счете приведут к желательному результату. Просто нужно не переставать по чуть-чуть двигаться.
Это очень похоже на сказку «Репка»
Поэтому я и назвала систему обучения ребенка самостоятельности «Репка». Без мышки ничего бы не получилось. Мы часто ищем волшебную мышку (разовое действие, секрет, волшебную кнопку), которая придет, вытащит репку и научит нашего ребенка учиться самостоятельно. Но разве мышка вытащила репку? Нет. Постепенно, начиная с мощного деда, формировались условия для победы над этим огромным корнеплодом. И нам надо пройти этот путь: Дедка-бабка-внучка-жучка-кошка-МЫШКА. И надо дойти до этой мышки. Пройти все шаги, встроить в свою жизнь новые модели поведения. Именно фокусировка на процессе поможет нам не сбиться и встретиться с мышкой.
В заключении остановлюсь еще на двух важных моментах
Важно!
Личное время ребенка неприкосновенно! Ребенок с детства учится быль владельцем своего времени. Хотите, чтобы ребенок самостоятельно и быстро делал уроки? Не посягайте на его личное время. Часто бывает так. Ребенок сделал быстро задание, мама думает «о, у него быстро получилось, дам ка ему еще одно, пусть потренируется!» Такая модель приводит к тому, что ребенок начинает растягивать выполнение задания. Ведь если он быстро справится, ему еще что-нибудь добавят. А если жить по принципу «сделал дело, гуляй смело», то у ребенка будет стимул быстрее справиться с учебными задачами, чтобы было время на свои.
С самого начала учебы учим ребенка ценить свое время. Здесь очень помогает планирование. Важно показать ребенку, что обучение – это не бесконечная череда выполнения каких-то заданий. Тут нам помогают рисование карт года, карт предмета, чек-листы, записанные задания. Ребенок видит конечность своих усилий. Видит, что сделано, что ему еще надо сделать. Учится распределять и ценить время.
В тайм менеджменте есть понятие «съесть лягушку» (сделать небольшое не самое приятное дело). Учите детей есть своих лягушек. Если нужно сделать какое-то неприятное дело, важно выделить под него время. До этого не концентрироваться на нем, но и когда придет время есть лягушку, не откладывать. Пока мы ее не съедим, мы носим ее с собой. И по факту занимаемся и растягиваем это неприятное дело. Например, вместо того, чтобы позаниматься математикой 20 минут, мы весь день о ней думали, оттягивали, переживали. В итоге вместо 20 минут, мы «потратили» на нее все время пока ее оттягивали. Это очень выматывает.
Важно!
У ребенка должно быть время на поскучать. Не надо заполнять его жизнь по максимуму развивающими занятиями. Это только перегрузит его.
Более подробно и в режиме реального времени можно смотреть, как дети учатся учиться самостоятельно на наших страничках в Телеграмме, в ВК. Сейчас наш младший сын Триша пошел в первый класс и ему предстоит пройти путь от младшего ребенка в семье, который все делает с кем-то до самостоятельного ученика, который сам планирует свою учебу. Показываю его путь по шагам на наших страничках. Подписывайтесь. Там же делюсь многими нашими материалами совершенно бесплатно.
Если для вас была полезна эта статья, поделитесь, пожалуйста ссылкой на нее с друзьями и родителями, которым она тоже может быть полезна. А еще предлагаю вам обсудить эту статью. Пишите, что вам понравилось/ не понравилось, что осталось непонятным, какие у вас есть идеи по поводу развития самостоятельности у детей. Давайте вместе сделаем школьную жизнь наших детей радостнее.