“Бесконечная череда правил”, “кто их только придумал”, “зачем все так усложнять”, “эти правила никогда не кончатся”… (из недовольного бурчания детей)
Иногда мне кажется, что изучение языка по учебнику – это как рассматривание огромной картины в темной комнате при помощи маленького фонарика. Мы подсвечиваем ребенку какие-то отдельные правила, он выхватывает куски знаний и пытается сложить из них в своей голове мозаику. Не у всех это получается)
Я много лет ищу пути более эффективного обучения. Один из инструментов для этого – наглядные карты предмета.
Попробовала собрать основные орфограммы по русскому языку на один лист. Не претендую на истину в последней инстанции. Разбила все орфограммы на 6 типов: в приставке, корне, суффиксе, окончании, разные (орфограммы на стыке морфем или появляющиеся в разных морфемах) и орфограммы, относящиеся к слитному и раздельному написанию. Больше всего орфограмм получилось у суффиксов, они даже не уместились все на одном листе.
Да, под каждым пунктом прячется не одно правило. Одних только чередующихся корней сколько! Но все-таки такое представление о русском языке вносит бОльшую ясность. Это как-будто мы на время все же включили свет в комнате и показали нашу огромную картину. А потом мы притушим свет, возьмем фонарь и продолжим детально изучать наше полотно.