Следовать за ребенком

С появление в семье малыша на свет рождается не только новый человечек, но и новые родители. Новорожденные родители неопытны и уязвимы. У них возникает множество вопросов. И вот уже мама и папа садятся за компьютер (берут в руки телефон) и начинают искать ответы на свои вопросы в интернете. Или обращаются к специалистам.

И тут появляются другие вопросы и страхи: “А-а-а, он должен уже уметь сидеть, но не сидит,” “обычно дети в год уже ходят, а наш все ползает,”по нормам положено говорить 10 предложений, а у нас только “ы-ы-ы”. Это восклицания родителей малыша, но то же самое можно сказать о любом этапе взросления ребенка. Родители переживают, что ребенок не читает, или плохо пишет, или не рисует, не может просклонять слово на французском и т.д. и т.п.

Мне хочется задать вопрос: ” А кому ребенок это должен?” К взрослым мы разве применяем такие критерии? К 20-ти годам должен… К 30-ти годам должен… Нет! А ребенка постоянно сравниваем с какими-то нормами. Конечно усредненные показатели могут помочь отследить патологии развития. Если у ребенка серьезные проблемы, обязательно нужно обращаться за помощью к специалисту. Но если это просто некоторое несоответствие возрастным нормам, не стоит переживать. Лучшее, что могут сделать родители — это спокойно продолжать играть и общаться с ребенком немного увеличив свое внимание именно к той стороне развития, которая не дотягивает до “идеала”. Ребенок не должен ощущать, что он от кого-то отстает. Он просто развивается в своем темпе.

Приведу пример из нашей жизни. Четвертый сын Ванюша рос спокойным мальчиком. Он был ручным малышом, и не любил ходить за руку. К году он мог простоять без опоры, но при этом так плакал! Было видно, что ему очень не комфортно. Мы решили не форсировать события. Микроскопическими дозами мы увеличивали время свободного стояния, не допуская, чтобы он плакал. Водили его только за две ручки, как он любил. Ваня чувствовал себя очень спокойно и уверенно. В результате в 1 год и 1 месяц он пошел, уверенно и почти не падая. У него не было этого этапа, когда маленькие дети ходят широко расставив ноги и раскинув руки, часто падают, а родителям приходится все время быть начеку.

Через некоторое время наше спокойствие опять подверглось испытанию. Ване исполнилось 2 года, а он совсем не говорил. Он мог жестами показать все что ему надо, мы его понимали и возможно в этом была наша ошибка. Окружающие предлагали обратиться к специалисту, пугали нас, но мы помнили, что Ване нужно время. Он человек, который любит сразу делать все хорошо и просто накапливает информацию. Заговорил он после трех лет. Очень быстро наращивал словарный запас. К трем с половиной он уже говорил в объеме обычного ребенка, начавшего разговаривать в год-полтора. Единственной проблемой осталось произношение. Нетренированный речевой аппарат пришлось потом развивать.

Наш пятый сын Алешик – левша. Впервые я обучаю такого необычного ребенка. Я привыкла, что все наши дети очень любили заниматься. Игра в школу в раннем детстве была у них одной из самых любимых. В результате предыдущие дети к четырем годам обычно уже читали. Но Алеша не такой. Изучение букв проходило так:

Я: “Алеша, это буква Н.”

Алеша: ” Нет, это буква О.” И переубедить его было не возможно.

Нет, так нет решили мы и отложили все азбуки и прочее. При этом буквы все равно были рядом — на кубиках, в книжках, на карточках. Он впитывал их не торопясь. Ближе к пяти годам у него проснулся интерес к учебе. Я думаю, что он не так вдруг проснулся, сам по себе. Учеба всегда была где-то рядом. Причем в интересной форме. Развивающие игры, чтение, мультики подготовили его к учебе. Алеша попросил портфель и тетрадки, стал с утра “уезжать в школу”. Оказалось, что большинство букв он уже знает и учиться читать стало очень интересно.

Какой можно сделать вывод? Конечно важно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить какую-нибудь реальную проблему. Но полностью доверять таблицам развития все же не стоит. Если вас не удовлетворяет какая-то сторона развития вашего ребенка, не пугайтесь отставания, не пугайте и не ругайте ребенка. Просто уделяйте чуточку больше внимания именной этому делу, и все будет хорошо. Следуйте за ребенком, используйте его сильные стороны и интересы, чтобы развивать его слабые стороны. Присмотритесь, может быть у вас растет мыслитель, который не укладывается в средние рамки. Все дети разные.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *