Уроки русского языка

Орфография, пунктуация, орфоэпия,… Развитие речи. Общекультурные навыки. Работа с текстом. Средства выразительности. Коммуникация… И еще много всего должен включать в себя урок по русскому языку. Потому что быть грамотным – это не только писать без ошибок.

Вначале нашего домашнего обучения я использовала методички для учителей, чтобы на занятиях по русскому развивались все навыки. Но быстро разочаровалась. Результаты казались непропорциональны затраченным усилиям. Что мне не нравилось:

  • нет целостного представления о правиле (мой любимы пример – это склонения и падежи «размазанные» по всему 3 классу)
  • нет сфокусированной отработки конкретного навыка.

Сейчас изучение русского у нас строится так:

  1. Начинаем с общей структуры всех правил, которые уже знаем и которые предстоит изучить в текущем году. Оформляем это в виде списка или интеллект-карты
  2. Изучаем правила
  3. Проводим целенаправленные тренировки по правилам, где изолированно тренируем только изучаемое правило. Делаем это при помощи карточек, игр, специальных упражнений
  4. Учим словарные слова
  5. Все «дополнительные» активности по языку (развитие речи, работа с текстом и т.д.) вплетены в другие занятия. Иногда выделяем специальные занятия, например по фразеологизмам или пословицам

У нас выделено 15 минут на русский язык, но каждый день. Это концентрированное занятие. Что можно успеть:

  • устно повторить правила
  • провести небольшой диктант
  • разобрать новое правило
  • повторить правило и потренироваться
  • поработать со словарными словами

Мы убрали переписывание упражнений в средней школе. Наш опыт показал, что ребенок может внимательно переписывать, но при этом все равно писать неграмотно. А потом ситуации переписывания у детей все равно случаются постоянно при составлении конспектов.

Алеша во 2 классе переписывает упражнения из сборника РКШ. Но это сейчас больше упражнение по чистописанию, чем задание по русскому языку. Во втором классе правил пока мало и они простые. В этом возрасте я больше фокусируюсь на формировании хорошей привычки думать, когда пишешь)

Ваня в 7 классе использует тренажер Вишенковой А.В. https://www.ozon.ru/product/russkiy-yazyk-7-klass-trenazher-k-uchebniku-m-t-baranova-i-dr-vishenkova-anna-vladimirovna-160118119/reviews/ и мои разработки. Сейчас тестирует новый «курс» по чередующимся гласным. Если испытания пройдут успешно, выпущу этот материал на сайте.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *