Орфография, пунктуация, орфоэпия,… Развитие речи. Общекультурные навыки. Работа с текстом. Средства выразительности. Коммуникация… И еще много всего должен включать в себя урок по русскому языку. Потому что быть грамотным – это не только писать без ошибок.
Вначале нашего домашнего обучения я использовала методички для учителей, чтобы на занятиях по русскому развивались все навыки. Но быстро разочаровалась. Результаты казались непропорциональны затраченным усилиям. Что мне не нравилось:
- нет целостного представления о правиле (мой любимы пример – это склонения и падежи «размазанные» по всему 3 классу)
- нет сфокусированной отработки конкретного навыка.
Сейчас изучение русского у нас строится так:
- Начинаем с общей структуры всех правил, которые уже знаем и которые предстоит изучить в текущем году. Оформляем это в виде списка или интеллект-карты
- Изучаем правила
- Проводим целенаправленные тренировки по правилам, где изолированно тренируем только изучаемое правило. Делаем это при помощи карточек, игр, специальных упражнений
- Учим словарные слова
- Все «дополнительные» активности по языку (развитие речи, работа с текстом и т.д.) вплетены в другие занятия. Иногда выделяем специальные занятия, например по фразеологизмам или пословицам
У нас выделено 15 минут на русский язык, но каждый день. Это концентрированное занятие. Что можно успеть:
- устно повторить правила
- провести небольшой диктант
- разобрать новое правило
- повторить правило и потренироваться
- поработать со словарными словами
Мы убрали переписывание упражнений в средней школе. Наш опыт показал, что ребенок может внимательно переписывать, но при этом все равно писать неграмотно. А потом ситуации переписывания у детей все равно случаются постоянно при составлении конспектов.
Алеша во 2 классе переписывает упражнения из сборника РКШ. Но это сейчас больше упражнение по чистописанию, чем задание по русскому языку. Во втором классе правил пока мало и они простые. В этом возрасте я больше фокусируюсь на формировании хорошей привычки думать, когда пишешь)
Ваня в 7 классе использует тренажер Вишенковой А.В. https://www.ozon.ru/product/russkiy-yazyk-7-klass-trenazher-k-uchebniku-m-t-baranova-i-dr-vishenkova-anna-vladimirovna-160118119/reviews/ и мои разработки. Сейчас тестирует новый «курс» по чередующимся гласным. Если испытания пройдут успешно, выпущу этот материал на сайте.